Для полноценного развития детей дошкольного
возраста и предотвращения нарушений психического развития дошкольника
необходимо осуществлять индивидуальное сопровождение детей педагогом-психологом
образовательного учреждения.
Основной целью работы педагога-психолога, работающего в ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, развитие личности ребёнка, формирование целостного образа окружающей действительности.
Содержание работы педагога-психолога должно обеспечивать:
- Реализацию возможности развития каждого возраста детей.
- Развитие индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей, склонностей, чувств, увлечений, отношений).
- Создание благоприятного для развития ребенка климата в ДОУ.
- Оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их
родителям, воспитателям
Педагог-психолог осуществляет консультирование участников образовательного процесса: консультации родителей по результатам диагностики воспитанников, возрастно-психологическое консультирование родителей и педагогов, консультирование администрации детского сада по обращению.
Коррекционно-развивающая работа направлена на повышение уровня готовности к школе, адаптацию воспитанников к условиям сада, коррекцию психологических процессов у воспитанников, требующих особого внимания.
Направление
деятельности.
1.
Оказание психологической помощи детям:
- психологическая
диагностика и постановка психологического диагноза;
- коррекционно-развивающая
работа;
- психологическое
консультирование.
2.
Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
- консультирование
по проблемам развития;
- информирование
по итогам психологической диагностики и коррекционной работы;
- психологическое
просвещение по вопросам воспитания и развития детей.
3.
Сотрудничество с разными специалистами в решении психологических проблем
воспитанников:
- консультирование
и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания;
- психологическое
просвещение педагогов;
- диспетчерская
работа и взаимодействие с внешними специалистами.
4.
Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического
скрининга.
Содержание деятельности педагога-психолога
Ключевые
слова, описывающие деятельность педагога-психолога в ДОУ: проблема, запрос,
диагностика, помощь, рекомендации.
Основными видами деятельности педагога-психолога
являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика,
психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая
коррекция.
Психолог работает с проблемами развития, имеющими
следующий источник:
1.
Непреодолимое препятствие, трудность в той или иной деятельности. Например,
уровень развития у ребенка определенных способностей не позволяет осуществлять
коммуникативные процессы.
2.
Объективное противоречие между требуемым и возможным, желаемым. К этой группе
относятся проблемы, связанные с противоречиями между возрастными потребностями
и возможностями ребенка и тем, что запрашивает детский сад.
3.
Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет
грамотно педагогически и психологически проработана. Например, риски, связанные
с межличностными конфликтами или отвержением группой одного из детей.
4.
Несоответствие теоретической модели «идеального» конечного результата работы
ДОУ (получение определенных показателей развития у детей тех или иных
социально-коммуникативных, личностных компетенций) и результатов диагностики,
выявившей низкий уровень развития способностей у ребенка.
Психолог-консультант
решает проблемы когнитивного, эмоционально - регулятивного, поведенческого,
ценностно-смыслового характера. Другими словами, если некая психологическая
проблема мешает ребенку успешно выполнять свои образовательные задачи, то ему
нужно помочь, однако в этой работе есть ограничения, которые определяются
сложностью вопроса и квалификационными возможностями самого психолога.
Есть целый ряд
проблем развития, которые психолог-консультант решает посредством диспетчерской
работы, переадресуя запрос на работу с ребенком и его семьей в специализированный
центр, специалисту определенного профиля и т. д.
Особенности
работы в группах младшего возраста.
В
данном возрасте основные проблемы связаны с появлением трудностей в
поведении воспитанников, т.к. у
воспитанника появляются собственные желания, могущие не совпадать с желаниями
взрослых. Для своевременной профилактики и коррекции возможных трудностей
педагогом-психологом проводится анализ педагогической диагностики
эмоционально-волевого развития воспитанников данных групп.
Особенности
работы в группах среднего возраста
Пятилетний
возраст – хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к
старшему. В этом возрасте отмечаются существенные изменения в психическом
развитии ребенка. В общих чертах их суть можно определить как становление его
внутренней психической жизни, внутреннего плана действия, которые начинают
определять внешнее поведение. Речь идет о более или менее устойчивой иерархии
мотивов. Воспитанник знает, чего он
хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей
обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а
не от вещи». Изменения эти находят свое отражение и конкретизируются во всех
сферах психического развития – коммуникативной, познавательной, волевой,
мотивационной.
Особенности
работы в группах старшего возраста.
Старший
дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу воспитаннику на следующий, очень важный этап
его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с воспитанников шестого и седьмого года жизни
начинает занимать подготовка к школе и профилактика школьной дезадаптации.
С воспитателями групп проводятся консультации, на которых анализируются возможные причины низких результатов, даются рекомендации по коррекции выявленных отклонений в развитии воспитанников
С родителями проводятся индивидуальные консультации,
на которых даются рекомендации по развитию воспитанников в семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий